[К оглавлению]

Оглавление раздела:

Оборудование: Параплан

Идеального параплана на все случаи жизни нет, так же как нет идеального автомобиля на все случаи жизни. Молодой холостяк, интересующийся девушками и намеревающийся оставаться один еще некоторое время, находит себе спортивный автомобиль, конечно, красного цвета, идеальный для исполнения его целей. Когда проходит эта безотвественная пора, требуется нечто большее с четырьмя дверьми и большим багажником: для детей, игрушек и корзин для проведения пикников. Для жизни в режиме кемпинга больше подойдет соответствующим образом оборудованный микроавтобус, а для достижения далеких от трассы мест и пляжей — джип.

Парапланы можно разделить на три основные группы: для начинающих, промежуточные и спортивные. Но это не совсем строгое деление: некоторые "промежуточные" модели так просты и безопасны, что могут быть использованы для тренировок на ваших первых полетах, в то время как некоторые другие, тоже квалифицируемые как промежуточные, по своему устройству приближаются к моделям для соревнований и рассчитаны на очень искусных пилотов.

Разница в устройстве прямо связана с углом глайдирования: от 3:1 для простых и дешевых учебных парапланов до 6:1 для серьезных моделей, предназначенных для соревнований.

Тем не менее, есть цена — большее количество знаний и опыт, — которую нужно заплатить за пользование моделью с лучшим устройством. Пожалуйста, прочтите следующие строки очень внимательно!

Каждый параглайдер — от простейшего до наиболее сложного — может случайно складываться в полете, полностью или частично. Это может произойти из-за сильной турбулентности или ошибки пилота (слишком резкий маневр) или из-за комбинации этих двух причин, Мы также видели в главе "Экстренное снижение' что пилот сам может по какой-то причине свернуть часть купола.

Каждый параглайдер — от простейшего до наиболее сложного — должен выйти из этой ситуации в течение максимум четырех секунд. Если этого не происходит, такой параглайдер не следовало производить. И это только одна из причин, по которой следует покупать только параплан, изготовленный хорошо известной и надежной фирмой.

Деление параглайдеров на модели для начинающих, промежуточные и спортивные основано не только на их устройстве, но и на способности их самонадувания после складывания в полете:

А) Параплан для начинающего должен придти в норму сам собой, если пилот не будет принимать никаких мер.

В) Промежуточный параплан восстанавливается после одного единственного примерно правильного воздействия со стороны пилота.

С) Модель сложного устройства восстанавливается только после набора четких действий пилота, выполненных в точные интервалы времени и до определенной степени; если этого не происходит, он может остаться свернутым сверх меры. Ясно, что он предназначен только для опытных пилотов с холодной головой.

(Пожалуйста, отметьте заглавные буквы А, В и С, которыми мы обозначили три случая. Мы вскоре вернемся к ним в весьма важном контексте).

"Очень хорошо",- скажете вы, - теперь, как мне все же различить эти три типа парапланов?"

Проблема в том, что вы не можете этого сделать. Еще несколько лет назад учебный параплан был про стой, обычно прямоугольной формы с большими отверстиями на лицевой стороне, четырьмя лямками и простым сиденьем, похожим на сиденье стандартного парашюта.

Вы еще можете увидеть такие парапланы, и возможно, что их еще производят для учебных целей.

Купола спортивных парапланов были и остаются удлиненной эллиптической формы. Отверстия в них меньше и ориентированы вниз для улучшения профиля. Некоторые секции на концах крыла могут быть полностью закрыть! по той же причине; они наполняются воздухом через отверстия, связывающие их с соседними секциями. Иначе внешние отверстия могут быть закрыты специальной сеткой, иногда имеющей тканые флажки, пропускающие воздух вовнутрь, но запирающие его при движении назад из объема секции.

Серьезность проблемы в том, что сегодня все параглайдеры выглядят очень похожими на спортивные, и весьма трудно различить их просто по внешнему виду. Для точной оценки принадлежности данного параглайдера к какому-либо классу необходимо обратиться к диаграммам испытаний фирмы-изготовителя.

Все серьезные и надежные изготовители обязаны испытывать свои парапланы и опубликовывать результаты испытаний.. Эта классификация должна быть обеспечена для каждого нового параплана, и вы тоже можете найти ее в отчетах о новых моделях по прессе о параглайдинге.

Имеется несколько международных или национальных систем. Основной принцип заключается в том, что параплан испытывается пилотом-испытателем примерно в двенадцати условиях частичного или полного складывания:

один конец крыла сложен, оба конца сложены, сложена передняя кромка, средняя секция, параплан в штопоре и т.д. Восстановление из каждой подобной ситуации, как мы уже говорили, должно занимать не более четырех секунд. Сложность восстановления в каждой отдельной ситуации тщательно проверяется и оценивается одной из указанных ниже букв:

А: восстанавливается сам, без помощи пилота.

В: восстанавливается после одного примерно правильного воздействия со стороны пилота.

С: восстанавливается после набора правильных действий пилота, выполненных в правильные интервалы времени и до четко определенной степени.

Теперь, если вы видите параплан, квалифицированный буквой "А" во всех двенадцати тестах (что называют для краткости "двенадцать А"), вы знаете, что это хороший учебный тип параплана для начинающих, на котором легко и безопасно летать.

Если имеется только одна или две буквы "В" (11А, 1В или 10А, 2В), этот параплан по-прежнему может быть хорош для начинающих, но изучите внимательно, в каких категориях он заслужил букву "В". Если вы знакомы с кем-либо, кто летал на этих парапланах, возьмите у этих людей интервью.

Несколько букв "В" говорят о том, что это параплан промежуточного класса для более опытных пилотов. Если количество букв "В" велико, а особенно если кое-где проглядывает "С", этот параплан не для вас! Цена большей эффективности спортивных парапланов — это меньшая стабильность, а их быстрый и обтекаемый купол имеет тенденцию застигать пилота врасплох, нырять и сворачивать переднюю кромку. Этому надо противодействовать осторожным применением тормозов (брэксов), как только купол поднимается, и держать их надо большую часть полета. (Это, кстати, приводит к уменьшению скорости и улучшает угол глайдирования).

Рекомендуем вам настойчиво использовать только простой и безопасный учебный параплан для первых ста полетов или на первый учебный год. Вы должны освоить этот параплан во всех условиях полета — простое глайдирование, парение над гребнем и в термальных потоках — прежде чем переходить к более передовым моделям, даже если это будет ужасно расстраивать вас в том смысле, что вы должны раз за разом снижаться на посажу, в то время как ваши друзья на более серьезных парапланах парят высоко в небе. Пожалуйста, имейте в виду, что многие опытные пилоты, летающие в крепкий и переменчивый ветер, а также в турбулентных потоках находят стабильность и безопасность промежуточных моделей более существенной, чем пологий угол глайдирования и улучшенные возможности парения более прогрессивных моделей.

Сиденье

Простейшее и наиболее легкое — это учебное сиденье, аналогичное тому, что у обычных и спасательных парашютов, но ремни для ног шире и с подкладкой — для удобства. Ножные ремни часто сделаны в виде двух отдельных петель, чтобы облегчить бег. Это сиденье легкое и компактное, оно добавляет совсем мало веса к вашему рюкзаку, что важно, если вы совмещаете параглайдинг с горным туризмом или альпинизмом. Его основной недостаток в том, что если полет длится более нескольких минут, он может начать ограничивать циркуляцию крови в ногах. (Если это происходит, снижайтесь и приземляйтесь немедленно, какие бы чудесные возможности для парения вы ни упускали. Вам нужен полный контроль над ногами во время приземления). Это неудобство сиденья можно снять за счет подставки для отдыха ног. короткой деревянной планки или куска алюминиевой трубки, присоединенной двумя тонкими, но прочными тросами к пряжкам вашего сиденья. Это может быть даже просто веревка без перекладины. Вы оставляете подставку тянуться за вами во время взлетов и посадок, а нога вдеваете в нее прямо в воздухе, или же можно засунуть ее за пояс или грудной ремень, где ее легче достать.

Более удобный вариант включает настоящее сиденье:

прямоугольный кусок фанеры или пластика, возможно со слоем губчатой резины, вшитой в сиденье или пристегнутой на молнии. Каким бы удобным ни было такое сиденье, все равно подставка для ног помогает в длительных полетах. Кроме того, когда нога подняты, ваше тело оказывает меньшее сопротивление воздушному потоку, улучшая глайдирующее отношение.

Для замены сиденья на вашем параплане, вы просто отстегиваете две пряжки, которыми оно соединено с подъемниками.

Перед покупкой сиденья, проведите в нем полчаса, когда оно подвешено к перекладине или ветке дерева. Если это скучно, почитайте книгу, или поговорите с кем-нибудь, или поспите.

Когда вы испытываете сиденье, точно удостоверьтесь в том, что вы переходите из положения "бегом" к положению "сидя", просто подняв колени и, может быть, поерзав слегка на заду. СОВЕРШЕННО НЕДОПУСТИМО ОТПУСКАТЬ РУЧКИ УПРАВЛЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОПРАВИТЬ СИДЕНЬЕ. Если вы обнаружите, что вам нужно использовать руки, проверьте подгонку ваших ремней. Если это тоже не помогает, не покупайте это сиденье, оно либо не вашего размера, либо плохо спроектировано. Отпускание ручек управления у отвесной скалы или в воздухе с турбулентными потоками может привести к несчастному случаю. Еще более важно, чтобы было легко перейти из положения "сидя" в положения "стоя" (посадка) простом опусканием ног.

Управляющие сиденья с подъемниками, присоединенными прямо к ним, популярны у многих опытных пилотов. Однако при опускании ног, что характерно для взлетов и посадок, вы автоматически настраиваете купол под меньшим углом атаки, соответствующим большей скорости, что может быть желательным или нежелательным в данный момент времени. В полете, чтобы выжать из параплана все, на что он способен, ваши руки должны "знать", что делает сиденье, другими словами, две раздельные системы управления могут противодействовать друг другу. Нужна практика, чтобы научиться правильному управлению.

Бывают также сиденья типа лежака, позволяющие откинуться назад в полете, увеличивающие комфортность и уменьшающие сопротивление, но они сложнее, и в этом положении ваши колени и ступни перекрывают вид спереди.

Некоторые сиденья имеют встроенную защиту спины — на случай падения, пластиковую или на основе "пены". Такой защитный экран также может быть куплен отдельно и присоединен к вашему сиденью. Есть даже надуваемые сжатым воздухом подушки, которые наполняются или перед полетом или, в случае непредвиденных обстоятельств, из баллона со сжатым воздухом. Так как спина — это второе, по возможной опасности, место вашей анатомии в случае падения (первое — это ноги), такая защита является неплохим добавлением к оборудованию.

Запасной парашют

Запасной ЧТО??? У меня уже есть параплан, спаси Господи, широко раскрытый над моей головой даже прежде, чем я взлетел. Пусть пилоты самолетов, даже дельтапланов носят запасные парашюты, но мы?

Есть шансы, что вам он никогда не понадобится. Никто из солидных производителей парапланов не выпустит на рынок продукцию, которая распадается в полете, напротив, парапланы разработаны так, чтобы противостоять в несколько раз большей нагрузке, чем та, которую они могут испытать при самых худших условиях.

Но если вас затянет в дождевое облако и вы начнете падать, когда ваш параплан безнадежно запутан или если какой-то идиот столкнулся с вами, — это совсем другая история. Если вам нужен запасной парашют, а у вас его нет, больше он никогда не будет вам нужен. Запасной парашют требует для открытия высоты в 50 м. Если вы летаете выше, берите его с собой.

Этот парашют простой, круглого типа, скорость снижения 5-7 м/сек, он подвешивается к одной или двум пряжкам сиденья. Он не позволяет комфортно приземлиться, и вы можете растянуть связки или сломать что-нибудь, но вы останетесь живы. Не паникуйте и не открывайте его при малейших побуждениях, например, если ваш параплан сложился на высоте достаточной для того, чтобы наполниться воздухом вновь.

Запасной парашют складывается в очень маленький и легкий пакет. Одна из обычных моделей прикрепляется полосками "велкро" к одной из сторон вашего сиденья. Выступающая петля проходит в пряжку сиденья. Имеется также ручка, которую вы хватаете в случае аварии, тянете и бросаете (с контейнером внутреннего парашюта, прикрепленным к ней) так сильно, как только можете, в направлении, где наименее вероятно пересечение с основным парапланом и где поток воздуха поможет открыться запасному парашюту, — обычно сбоку и сзади вас.

Имеются также спасательные парашюты, выбрасываемые маленькой ракетой или пневматическим баллоном, что, конечно, быстрее, чем выбрасывание рукой.

Некоторые пилоты, особенно в Германии, предпочитают другой метод. Их параглайдеры пристегнуты к сиденью надежными, быстро раскрывающимися карабинами. Для предотвращения риска запутывания в основном куполе, когда он взаимодействует со спасательным, они освобождаются от параглайдера, падают и затем раскрывают спасательный парашют, что сильно напоминает действия обычных парашютистов. Спасательный парашют должен быть рассчитан на возможно большие усилия при раскрывании и иногда бывает управляемого типа, т.е. такого, от которого произошли наши параглайдеры.

Если ваш параплан все еще над головой, частично надутый, не беспокойтесь, стропы запасного парашюта короче и не позволят его куполу достичь основного и запутаться в нем. Когда запасной парашют открылся, неплохо "нейтрализовать" основной параплан, схлопывая его путем натягивания передних лямок, так чтобы он не пересекался с действующим запасным парашютом.

Для четкого и быстрого функционирования запасной парашют нужно распаковывать и складывать снова каждые несколько месяцев, и это должен делать квалифицированный упаковщик.

Даже если вы никогда не воспользуетесь своим запасным парашютом, тот покой на сердце, который он обеспечивает, стоит денег на его приобретение.

Должны ли вы покупать параплан?

В конечном счете, к сожалению (видя сколько это стоит), — да: но не в спешке. Причина для обладания собственным парапланом — это свобода; достать компактный легкий рюкзак из под кровати, кинуть его в машину или взять на ремень через плечо и сесть в автобус, через час развернуть его на вершине холма и взлететь.

В школе плата за обучение включает использование клубного параплана. После этого некоторое время вы сможете брать параплан напрокат или одалживать его; вам нужно в любом случае полетать заранее на той модели, которую вы купите. Вы можете также купить параплан в партнерстве с другом, что снижает цену вдвое; вам придется выполнять полеты с возвратом, но зато вы будете всегда не один. Можете купить и подержанный параплан в хорошем состоянии или новый в рассрочку, чтобы смягчить удар по вашему бюджету.

Покупайте только хорошо известную, зарекомендовавшую себя, модель у хорошо известного и зарекомендовавшего себя производителя.


Далее