[К оглавлению]

Оглавление раздела:

Правила движения

"Здесь лежит тело Майкла 0'Дея,
Который погиб, прокладывая правильный курс»
Он был прав, смертельно прав,
шел под парусом один;
Но только мертв он в той же степени,
как если бы был неправ"

Эта очаровательная старая эпитафия о праведном, нс излишне упрямом моряке за многие годы была расширена словесной подменой: шоферы и пилоты заменяли, "идти под парусом" на "вести машину" и "лететь", соответственно.

Первое и главное правило воздушной дороги гласит:

если только вы не знаете лично другого пилота и не уверены полностью, что он знает правила и подчиняется им ПРЕДПОЛАГАЙТЕ, ЧТО ОН НИЧЕГО О НИХ НЕ ЗНАЕТ И ПРЕДОСТАВЬТЕ ЕМУ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО.

Если в воздухе слишком много парашютов вокруг вас, снижайтесь и приземляйтесь, вы не получите никакого удовольствия все равно. Столкновения хуже всего, как и использование запасного парашюта, особенно, если вы находитесь на малой высоте.

Правил несколько, и их легко запомнить.

Все управляемые летательные аппараты, включая все глайдеры и нас, — остерегаются воздушных шаров.

Все моторные аппараты — самолеты, вертолеты, авто­жиры, сверхлегкие аппараты, воздушные корабли и даже глайдирующие парашюты с мотором (есть такая штука, она описана ниже) — остерегаются безмоторных глайдеров.

Среди глайдеров планеры остерегаются дельтапланов и параглайдеров, а дельтапланы остерегаются нас.

Чтобы избежать лайнеров, пилотам параглайдеров советуют — если это не заложено в законе, не летать в окрестностях аэропортов. По этой же причине не летайте выше, чем 900 м над уровнем моря, а, если вы уже стартовали с высоты более 900 м над уровнем моря, не уходите выше 300 м от этого уровня.

Не надо летать, если видимость меньше 8 км. Вы сможете избежать столкновения с другим параглайдером, но быстро летящий самолет может не успеть избежать вас.

Оставайтесь на расстоянии хотя бы 300 м ниже опасных облаков, таких как дождевые. Если вы на одном уровне с таким облаком, держитесь на расстоянии не менее 1500 м от него. (Вам уже советовали, что при таких облаках лучше всего находиться на земле).

Не летайте на расстоянии меньше 50 м от любого препятствия на земле, из которых худшее — это линии электропередачи.

Взаимодействие двух пилотов параглайдера

Вы должны всегда знать, что кто-то находится в воздухе вместе с вами и знать его местоположение.

Тот, кто выше, старается избежать того, который ниже. У того, кто ниже, меньше шансов вовремя сманеврировать. Видимость сверху для него ограничена куполом, и он может даже не заметить вас.

На одной высоте:

Если двое сближаются "в лоб" на большой или достаточно большой высоте, каждый поворачивает направо:

Сближаясь "в лоб" около гребня, тот, кто может повернуть вправо от гребня, уступает дорогу тому, у кого гребень справа и, значит, он может врезаться в него если повернет в этом направлении.

Возвращаясь к большим высотам без препятствий: если два параглайдера оказались рядом, летя под прямым углом друг к другу, тот, кто видит второй парашют справа, т.е. приближающимся с правой стороны с намерением пересечь первому путь, уступает дорогу, поворачивая влево. Этот левый поворот дает уверенность в том, что парашют, который уступает дорогу, будет лететь в том же направлении, что и другой парашют, когда они окажутся ближе и, таким образом, они избежат лобового столкновения:

По той же причине при входе в термальный поток, когда там уже кружит кто-то, всегда поворачивайте в том же направлении, независимо от того, вошли вы в поток ниже или выше другого пилота.

Два парашюта, циркулирующие в термальном потоке на одной высоте, должны оставаться диаметрально проти­воположными друг другу, так чтобы расстояние между ними было безопасным и они могли бы видеть друг друга, глядя в сторону.

Приближение сзади и обгон:

НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО!

Что бы ни провозглашали другие правила, всегда держите безопасную дистанцию не менее 50 м между вами и другим парашютом. Одна из причин — турбулентные потоки (опять!), на этот раз созданные вашим собственным парашютом в районе кончиков крыла и носящие сухое латинское название vortexes (вихри). Ваш парашют развивает подъемную силу за счет того, что давление внизу больше, чем давление над ним. Воздух большего давления всегда пытается воссоединиться с воздухом низкого давления, но вдоль всего размаха крыла это ему не удается, т.к. есть препятствие в виде купола, поэтому двум воздушным потокам приходится ждать, пока они встретятся вместе уже за задней кромкой; дело обстоит иначе у концов крыла. Здесь воздух высокого давления может проскользнуть вокруг кончика крыла вверх, и он это делает. Это придает воздуху ротационное движение, оставляющее невидимый след турбуленций типа "штопора", тянущийся за каждым концом крыла на определенное расстояние. Если другой парашют попадает в эту турбулентность, у него может сложиться кончик крыла или передняя кромка, что неприятно и опасно, если происходит около земли или гребня.

Заход на посадку: все сказанное выше применимо и здесь. Парашют, расположенный выше, остерегается того, что ниже. Не приближайтесь сзади и не обгоняйте!

Если вы находитесь на одной высоте бок о бок, но, конечно, на безопасном расстоянии и собираетесь приземлиться на одном и том же поле, тот, кто слева, должен целиться в левую часть поля, а тот, кто справа,— в правую. Если поле мало, но за ним есть другое, парашют, для которого оно более удобно должен уйти на посадку на соседнее поле.

Теперь перечитайте начало этой главы и помните, что любое происшествие лучше, чем столкновение в воздухе. Если вы встречаете незнакомцев с глайдируюпщми пара­шютами на месте ваших взлетов, вступите с ними в разговор (это всегда легко) и попытайтесь выяснить (дипломатично, выражения типа "вы, болваны, вероятно не знаете главного..." не приведут к длительной дружбе), знакомы ли они с правилами. Если нет, расскажите им об этом, достаньте эту книжку из бокового кармана и покажите иллюстрации. (Может быть, они купят такую. Автор пока живет не на вилле и водит маленький японский автомобиль).

Непредвиденные случаи

Теперь давайте просуммируем непредвиденные случаи, о которых говорилось в предыдущих главах, и добавим несколько новых.

Ваш парашют складывается в воздухе

Один из кончиков крыла сложился:

1) Противодействуйте любой тенденции к развороту, применяя противоположную ручку управления.

2) Затем — и только затем — сделайте несколько рывков ручкой той стороны, где произошло складывание кончика крьша, чтоб вновь наполнить его воздухом, если только оно уже не наполнилось само:

Складывается передняя кромка: применяйте оба тормоза для перенаполнения:

Схлопывание: Отпускайте оба тормоза, чтобы набрать скорость. Если к вашему великому удивлению это не помогает, вы, возможно, вовлекли свой парашют в режим существенного схлопывания. Купол остается наполненным воздухом, но вы движетесь вниз с глайдирующим отношением 1:1 и скоростью около 5 м/сек — это скорость снижения спасательного парашюта с гарантией жесткой посадки, ожидающей вас в конце. Невероятно, чтобы это случилось с хорошо разработанным и отрегулированным парашютом. Но если это произошло:

либо тяните вниз обе управляющие петли до конца, делая схлопывания еще более значительными, а потом приводите петли вверх снова;

либо тяните передние подъемники, чтобы ускориться и выйти из режима схлопывания; это больше рекомендуется для учебных парашютов, чем для спортивных, где вы можете так сложить переднюю кромку.

Деревья: Если вам не избежать посадки на верхушку дерева или в лесу, заходите на посадку над верхушками деревьев, как на лужайку, и защищайте свое лицо руками.

Вода: Если вы хороший пловец, это помогает, но не всегда. Надувной спасательный жилет идеален, если вы сумели предвидеть его необходимость. Упустив это, помните, что ткань вашего парашюта водонепроницаема и, если в нее захвачено немного воздуха, может служить поплавком. Если купол остается над поверхностью и есть ветер, дующий к берегу, вам удастся использовать его как парус, чтобы попасть туда.

Первая помощь

Автор верит, что КАЖДЫЙ должен быть научен приемам первой помощи по возможности в раннем возрасте, в школе, с освежающим в памяти и более серьезным курсом в дальнейшем, пока ученик набирает знания и зрелость. Если школа не обеспечивает подобных курсов, его или ее родители или воспитатели должны следить за этим. Компетентная и быстрая первая помощь может спасти жизнь в случае аварии или сердечного приступа, и иногда в таких случаях не менее важно знать, чего нельзя делать, чем знать, что нужно делать. Упуская это из вида, каждый обязан заставить себя и других получить немного профессионализма в приемах первой помощи. Многое можно узнать из книга, но несколько телефонных звонков позволят вам войти в контакт с организациями, предлагающими такие курсы в вашем округе.

Инструктирование в области любого спорта, практика которого может привести к повреждениям, должно включать в программу приемы первой помощи, адаптированные к этому виду спорта. Курсы подводного плавания хороши в этом плане. Ответственные курсы параглайдинга также должны включать их. Полный курс приемов первой по­мощи находится за пределами этой книги, следующие за­мечания можно считать грубым руководством.

Когда НЕ ДЕЙСТВОВАТЬ:

Что может быть вдвое хуже жертвы?

Две жертвы.

Если ваш друг врезался в стену обрыва и его спасение требует альпинистских знаний и соответствующего оборудования, не спускайтесь к нему, если только вы не экипи­рованы и обучены нужным образом; вы можете погибнуть раньше него.

ЗАПОМНИТЕ ИЛИ НОСИТЕ С СОБОЙ ВСЕГДА ТЕЛЕФОННЫЕ НОМЕРА БЛИЖАЙШЕЙ АМБУЛАТОРНОЙ СЛУЖБЫ, ПОЛИЦЕЙСКОГО УЧАСТКА, ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ, И, МОЖЕТ БЫТЬ, АРМЕЙСКОЙ БАЗЫ. Телефонный звонок может стать лучшей и скорейшей помощью жертве.

Аналогично, если ваш друг очутился на глубокой воде, а вы плывете ему на помощь, вы оба можете утонуть; на крайний случай носите с собой что-то, что хорошо плавает, вроде куска дерева или пенопласта.

Первая помощь вкратце.

Если жертва сильно кровоточит, остановите кровь, пережимая артерию над раной.

Если она не дышит, примените искусственное дыхание. Если остановилось сердце, сделайте массаж сердца. Если жертва без сознания, и/или может быть сломан позвоночник, не передвигайте ее, это может привести к худшим последствиям.

Если рука или нога жертвы кажется сломанной, наложите шину, но, зная, как это делается.

При меньших повреждениях пользуйтесь маленькой ап­течкой (которую носите с собой) с пластырем и йодом или другим стерилизатором.

Имеется старое и удачное определение разницы между умным и мудрым человеком: умный знает, как выйти из тяжелого положения, мудрый не попадает в него. Мудрый пилот параглайдера знает все о спасательных операциях и приемах первой помощи, но никогда не окажется жертвой.

Лыжи

Это чудесное соединение двух видов спорта. Взлет на лыжах легче, чем бегом, за исключением начальной стадии подъема купола; вы можете достичь большой скорости и заставить парашют поднять вас, когда он развил достаточную подъемную силу.

Приземление, если вы приличный лыжник, также легче в том случае, когда вы держите лыжи параллельно и на месте посадки достаточно снега.

Альпинизм и параглайдинг

Несколько часов восхождения или пешеходного перехода по холмам можно закончить возвратом на параглайдере в долину — еще одна комбинация двух чудесных видов спорта. Но как бы вы ни устали и как бы ни были против возвращения пешком, не попадайтесь в ловушку и не взлетайте, если место неподходящее, а погода плохая. Теперь у вас с собой больше продуктов, фляжка с водой, альпинистское снаряжение и веревка в дополнение к ва­шему парашюту. Спальный мешок и маленькая палатка сделают нагрузку еще объемистей и тяжелей. Вам придется нести все это в рюкзаке, когда вы взлетите. Избегайте наличия острых и твердых предметов на случай, если вы падаете спиной на рюкзак во время посадки.

Мотор

Да, имеются и такие вещи на рынке: маленькие легкие моторы с пропеллером, помещенным в клетку, предохраняющую руки и стропы вашего парашюта. Одни модели располагаются на спине, как рюкзак, добавляя около 20 кг к вашему весу; вы должны быть молодцом на посадке. Другие модели включают настоящую подвеску с колесами и амортизаторами.

Из-за мотора может потребоваться дополнительная лицензия, аналогично лицензии для сверхлегкого пилота.

С моторами летать интересно, увеличивается полетное время в воздухе, дальность полета, шансы найти термальный поток и возможности выбора места посадки.

Envoi

"Envoi" — это французское название конечного раздела поэмы, где поэт хочет сообщить некую глубокую мудрость своему патрону. ("Представьте, Принц, как Жизнь переплелась с Судьбой...", и т.д.)

Конституция США гарантирует вам право искать сча­стье; она не гарантирует, что вы его найдете. Делать что-то, что вам нравится — один из путей достижения счас­тья. Делать что-то хорошо — значит добавить ко всему блеск завершенности и собственной гордости.

Чтобы наслаждаться параглайдингом в полной мере, вам нужно иметь несколько "мужских" качеств, которыми столь часто обладают многие женщины и которых лишены многие мужчины: желание учиться и думать, иметь холод­ную голову, умение закончить полет, если условия не со­всем подходящие, и хотя бы некоторую близость к приро­де и симпатию к ней.

Множество вам счастливых полетов! Френкель.


Парапланеризм в России

Вы прочитали замечательную книгу Зигмунта Френкеля "Введение в параглайдинг" — первую популярную книгу по парапланеризму, изданную на русском языке. У чи­тателя может, конечно, возникнуть вопрос: а как обстоят дела с парапланеризмом у нас в России?

Когда большая часть страны обеспокоена элементарным выживанием, а меньшая — увлеченно делает деньга, удивительно, что находятся люди, способные подняться над земной суетой в свободном полете. Парапланеристы, словно прекрасные хрупкие бабочки, не к месту и не ко времени залетевшие в нашу суровую действительность, вызывают недоумение одних и восхищение других.

Никакой централизованной государственной поддержки парапланериый спорт России не имеет. Эра бесплатных аэроклубов безвозвратно ушла в прошлое. Внимание част­ного капитала этот вид спорта пока тоже не привлек. Так что летаем сами и за свой счет.

Надо сказать сразу, что планеризм — это занятие для достаточно обеспеченных людей или "фанатов" этого дела. Характерным для России является то, что процент фа­натов традиционно велик, иногда люди покупают параплан "вскладчину" и летают, по очереди, что, конечно, удивит зарубежных пилотов.

В нашей стране сейчас примерно одна-две тысячи парапланеристов, из них активных спортсменов — несколь­ко десятков, может быть, сотня-другая человек. В чемпио­нате России 1994 года участвовало 27 пилотов.

Как приобщиться к занятиям парапланеризмом? Для этого надо: во-первых, приобрести параплан и, во-вторых, пройти, как минимум, курс начального обучения полетам на параплане (всего существует 5 ступеней обучения) у хорошего инструктора. После этого, в принципе, вы мо­жете летать самостоятельно, в мягких условиях и с не­больших горок, постепенно набираясь опыта на собствен­ных ошибках. Но, если вы действительно хотите научить­ся летать на приличном уровне и, при этом, максимально безопасно, если вы не хотите платить за самообучение потерянным временем и здоровьем, то вам надо пройти более продвинутый курс по II и Ш ступеням SAFEPR0 (Международный стандарт обучения свободным полетам). Только после того, как вы освоите полеты в динамичес-ких восходящих воздушных потоках в горах, вы можете считаться пилотом.

За рубежом обучение происходит в специальных платных школах парапланеризма. У нас пока таких школ юридически не существует. Но многие действительно опытные пилоты, и не очень опытные, и совсем неопытные люди, едва научившись летать сами, берутся обучать (по дружбе или за деньги) других. Здесь вы должны сде-лать правильный выбор, ведь от него будет зависеть ваша будущая квалификация, ваша безопасность и, возможное жизнь. Первый инструктор передает вам свое отношение к полетам и безопасности, а это, пожалуй, самое важное. Серьезное отношение к парапланеризму — это то, что делает этот спорт безопасным.

В Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах в последнее время начали появляться клубы параплане-ризма. Желающие могут обратиться в такой клуб и получить информацию по всем вопросам.

Как приобрести параплан? Индустрия парапланеризма давно и хорошо развита на Западе. Там имеется большой выбор превосходных, каче­ственных аппаратов всех классов и на любой вкус. Суще­ственным является то, что большинство парапланов там имеет сертификацию, гарантию и, разумеется, паспорт (в отличие от парапланов российского производства). Поэто­му, покупая серийный сертифицированный импортный параплан, вы можете быть уверены на 99.9 %, что его характеристики соответствуют паспортным, и, главное, что он прошел все тесты на стабильность и безопасность.

Стоят импортные парапланы 1.8 - 5.0 тысяч долларов США, приобрести их можно либо непосредственно зарубежом, либо через дистрибьюторов. Например, парапланы одной из лучших мировых фирм АРСО Aviation (Израиль) распространяет в России АО "ЛИРО" (Трим Авиэйшн) из Санкт-Петербурга (тел./факс: 812/ 552-63-18, 552-66-18).

Если у вас есть финансовые возможности, то лучше приобрести импортный параплан. Но все же подавляющее большинство парапланеристов в нашей стране, пока, летает на отечественных аппаратах. Их основное и единственное, пожалуй, достоинство — низкая цена, их главный недостаток — отсутствие сертификата и гарантий. Техни­ческие и летные характеристики, провозглашаемые кон­структорами, зачастую вызывают сомнения. Единственной гарантией при приобретении отечественного параплана является его тщательный предварительный облет опытным пилотом.

Летные характеристики отечественных аппаратов пока, в целом, уступают зарубежным, хотя уже появляются отдельные экспериментальные модели, не уступающие за­падным по некоторым показателям и даже, в чем-то, пре­восходящие их. Например, параплан "Рэйдер" Ассоциации авиаинженеров (Москва), имеющий площадь - 33м2 , раз­мах - 14м, удлиннение - б, скорость снижения - 0.9м/с и качество - 8+, максимальную скорость - 13м/с, был даже успешно продан во Францию.

Отечественные парапланы из ткани типа ЛАКЕ стоят от 470 до 750 долларов, а из импортной ткани — 1000 -1500 долларов США.

Где и как летают российские парапланеристы? В равнинной местности: с холмов, обрывов рек, карьеров. Здесь большинство пилотов сделали свои первые полеты и прошли начальное обучение. Да и более опытные пилоты тренируются здесь круглый год, когда не выезжают в горы. В Москве это Крылатское, Трикотажка; в Санкт-Петербурге — Можайское, Юкки, Кавголово, Ток-сово. Бывает, что в подходящий ветер даже над этими склонами высотой 20 - 40 - 80 м удается парить десятки минут. Начинают развиваться и полеты с буксировкой или мотором. Но настоящие полеты на параплане — это, конечно, полеты в восходящих воздушных потоках в горах. При всем горном разнообразии бьшшего СССР наибольшей популярностью у парапланеристов Европейской России пользуются Крым (Планерское) и Кавказ (Пятигорск). Здесь гарантированы полеты в динамическом восходящем потоке у склона по несколько часов на высотах 150 - 300 метров, и сюда съезжаются многое пара- и дельтапланеристы, чтобы налетать свои первые часы или потренироваться перед летним сезоном. Есть и много других мест, где можно летать, которые признаны, как их называют, дельтадромами. И еще больше мест ждет своего открытия.

Чемпионаты России по парапланерному спорту в 1993 и 94 годах проходили в Архызе, на Кавказе. Здесь, стартуя с отметки 2400 м , некоторым спортсменам удавалось достигать высоты 4000 - 4500 м , а обычно полеты про­ходили на высоте 3000 - 3200 м , т.е. на уровне и чуть выше горного хребта Абишира-Ахуба. Нашим спортсме­нам еще, конечно, далеко до мирового уровня и по опыту, и по качеству парапланов, но первые, пусть и короткие (меньше 20 км) маршруты в суровых термических горных условиях уже пройдены.

В 1994 году сборная команда России выступала на Чемпионате Европы по парапланеризму в Словении, а в 1995 — надеемся, выступит на чемпионате Мира в Японии. Наши ребята — еще новички на соревнованиях та­кого ранга, но парапланеризм развивается сейчас в России быстрыми темпами, энтузиазма хватает, и, при соответ­ствующем материальном обеспечении и участии в сорев­нованиях мирового уровня, наши спортсмены могли бы быстро догнать по опыту своих зарубежных соперников. Но это пока мечты (участие в Чемпионате Мира в Японии стоит 20 тысяч долларов на команду из 4 - б спортсменов).

Наша российская бедность, увы, сильно сдерживает развитие дорогого парапланерного спорта. Что тут можно сделать? Можно заниматься коммерцией, можно искать спонсоров. А можно объединиться в Клуб и приобретать парапланы и другой спортинвентарь, необходимый не каждый день, несколько дней, недель или месяцев в году, вскладчину. Это будет тоже довольно дорого, но в несколько раз дешевле, чем заниматься парапланеризмом индивидуально и покупать все самому.

Такой клуб Парапланеризма недавно создан в Санкт-Петербурге. Консультации по телефонам: 812/ 254-39-28 145-26-74, 295-35-06. © З.Френкель, 1994 © Издание АОЗТ "ЛИЮ" (Трим Авиэйшн)


От создателя веб варианта книги.

Прошло уже шесть лет с момента издания этой книги, и ситуация в мире парапланов в нашей стране здорово изменилась, причем, как ни странно, в лучшую сторону. Да, конечно, стоимость аппарата пока не назовешь доступной для типичного россиянина, особенно живущего вдали от столиц, но возможностей купить неплохой купол стало существенно больше. Отечественные производители выпускают весьма достойные парапланы, и с развитием Интернета получить подробную информацию об их продукции не представляет особых затруднений. Несмотря ни на какие кризисы, постоянно терзающие нашу страну, людей, испытавших чувство полета не только во сне, но и сумевших взглянуть на великолепие окружающего нас мира с высоты, доступной прежде лишь птицам, становится все больше. И, хотя Северо-Запад России не отличается обилием хороших склонов для полетов на параплане, я к вышеперечисленным местам добавил бы еще Старый Изборск, что в 30 км от Пскова. Кроме восхитительного вида и древних крепостных стен там можно найти склон почти для любого направления ветра.

Не скучных вам полетов! :-) Эрик,

http://jagular.ellink.ru/lir 3.02.200
0

Френкель Зигмунт

Введение в параглайдинг. (Рисунки автора) Пер. с англ. А.С.Серебрякова.

an introduction to

PARAGLIDING

Zygmunt Frankel


[К оглавлению]