[К оглавлению]

Оглавление раздела:

Взлет в сильный ветер

Взлет обычным способом, лицом к ветру не совсем легкое дело. Сила сопротивления поднимающегося параплана дергает ваши плечи назад. Вы не знаете, что происходит с куполом, пока он не окажется над вашей головой, и вы вытягиваете шею, чтобы увидеть его. Если одна сторона не надулась как следует и вы должны помочь ей несколькими рывками стропы, или если вам нужно выровнять купол по направлению взлета, все это приходится делать на бегу.

Но если ветер достаточно силен, чтобы держать купол над вашей головой без всякого бега, имеется лучший и более удобный путь его поднятия.

Начнем с того, что не надо разворачивать весь купол. Разверните только около трети купола — его центральной части — оставив края в складках, наподобие аккордеона.

Другой вариант — это форма "веера" или "подковы".

В обоих случаях нужно тщательно разобрать стропы, как и раньше. Когда вы начинаете поднимать купол, центральная часть наполняется воздухом первой и пойдет вверх, соответственно, с меньшим сопротивлением. Боковые части надуются с небольшой задержкой, делая всю процедуру более легкой.

Подготовьте все ко взлету. Теперь, находясь в седле и липом вперед, не отсоединяйте управляющие петли от задних тяг. Вместо этого соберите обе правые тяги в правую руку, проведите их над головой и повернитесь кругом налево. Теперь к ветру обращена ваша спина, вы смотрите на купол, а тяги перекрещены прямо перед вами:

(Конечно, вы можете точно так же повернуться кругом направо, провести левые тяги над своей головой левой рукой. Это вопрос личного выбора).

Только в случае, если ветер очень мягкий и вы вполне уверены, что сможете удержать купол так, чтобы он не тащил и не поднимал вас, действуйте в одиночку, а иначе — зовите друга или даже двух, чтобы они встали сзади вас и держали вас за заднюю часть сиденья.

Теперь возьмитесь за передние лямки, не перекрещивая руки, и поднимайте их понемногу. Сделайте один-два шага назад, чтобы натянуть стропы, встряхивая их. Этого может оказаться вполне достаточно, чтобы купол начал наполняться воздухом и подниматься. Вы и ваш помощник (помощники) должны быть готовы к этому. Если нет, то еще один шаг назад — и натяжение строп сделает это.

Вы можете противостоять сопротивлению, наклоняясь назад в своем сиденье, как бы полусидя в нем. Также неплохо то, что вы наблюдаете за парапланом с самого начала и можете противодействовать любым неожиданностям, которые внезапно появились.

Он наполняется воздухом и поднимается ровно, прекрасно.

Если он поднимается и надувается с одной стороны быстрее, чем с другой, дерните за переднюю тягу с "ленивой" стороны, позволяя другой передней тяге уйти немного назад.

Если параплан так или иначе наполнился и поднялся, а затем "встал" примерно под 45 градусов и тащит вас назад, сделайте хороший рывок обеих передних тяг. Это приведет переднюю кромку вперед и вниз, уменьшая угол атаки, и силу сопротивления и заставит ваш параплан пойти вверх.

Как только он оказался наверху, отпустите передние тяги — они сделали свое дело. Возьмите в руку вместо них задние тяги (они тоже годятся для управления) — потому что сейчас наступил момент, когда параплан может начать поворачивать влево или вправо, качаться из стороны в сторону, и требует контроля.

Как только он стабилизировался и находится под вашим контролем — здесь нет спешки — вы можете развернуться, к ваши тяги встанут на место, если конечно, вы развернулись в правильном направлении, а иначе — они, наоборот, закрутятся еще на один виток. Всегда помните, каким образом вы поворачивались, и поворачивайтесь назад в обратном направлении. Пока вы разворачиваетесь, ваши партнеры должны перенести свои руки с задней части сиденья на переднюю.

Пожалуйста отметьте: Этот ход — использовать задние тяги вместо управляющих строп для контроля параплана — требует больших тянущих усилий и сопровождается более мягкой реакцией, но он работает. Он может спасти ситуацию в случае, если во время полета управляющая ручка оторвалась из-за изношенного стропа или плохого узла. Попробуйте этот метод в хорошем полете, чтобы научиться ему.

Теперь беритесь за управляющие ручки, проверьте наполненность параплана воздухом над головой и его устойчивость. Начинайте бег вперед и ускоряйтесь, как вы делали раньше. В средний ветер вы были бы в воздухе всего после нескольких шагов. В сильный ветер на краю обрыва вы можете быть поднять! с точки, как только помощники отпустят вас, и вы начнете парение вверх с момента начала полета. (Больше об этом будет сказано в разделе о парении над обрывом). Вы получите достаточно ясное предупреждение об этом еще на земле: если ваши помощники поднимут руки, конечно, не отпуская вас, ваши ноги оторвутся от земли. Это взлет наподобие вертолетного, только без пропеллера и без шума.

Всегда безопаснее, если кто-то есть рядом, когда вы взлетаете, и даже более важно, чтобы кто-то был на месте приземления. Если наверху вас только двое, то для того, чтобы известить своего друга о посадке, вам поможет "уоки-токи".

НАКЛОН ХОЛМА в ветер, почти равный вашей полетной скорости, должен быть почти вертикальным — это ясно.

Поначалу жутко взлетать с края пропасти, но хороший инструктор с "уоки-токи" поможет вам развить уверенность и квалификацию, необходимую для таких взлетов. ПОСАДКА также легче, чем при слабых ветрах. Выполняйте полет с руками поднятыми над головой, как и ранее, на полной полетной скорости и выходите на посадку, снижаясь, пока вы не будете лететь горизонтально, ногами почти не касаясь земли. Не приводите руки вниз, пока вы не остановитесь полностью относительно земли. С последних нескольких сантиметров вы после этого упадете, но это будет наимягчайшее касание, и оно не требует никакого бега. Пожалуйста, отметьте, что можете не приводить руки до конца вниз. Если вы это сделаете, а скорость ветра, скажем, 25 км/ч, что больше, чем скорость, при которой вы начинаете падать (20 км/ч), вы обнаружите, что вы не просто остановились в воздухе, а вас толкает назад при скорости (помните?) 25-20=5 км/ч; это пешеходная скорость, но совсем неприятно и небезопасно приземляться задом наперед.

Как только вы остановились и отпустили купол вниз, повернитесь кругом и бегите к вашему параплану, ослабляя стропы и предотвращая возможность того, что параплан потащит вас по земле.

Вы можете также поднять руки после касания с землей, оставляя ваш купол наверху и "пройтись" с ним в место, более подходящее для его сдувания и сворачивания.

ПОСАДКА С ВЕТРОМ ТЕПЕРЬ ОЧЕНЬ ОПАСНА. В момент касания ваша скорость в 20 км/ч сложится со скоростью ветра 20-25 км/ч, что дает наземную скорость 40-45 км/ч. Это можно делать в случае необходимости, но хороший пилот должен предусматривать такие случаи заранее.

ПОСАДКИ ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ также рискованны. При воздушной скорости ветра вперед, приблизительно равной вашему боковому сносу, вы коснетесь земли со скоростью около 30 км/ч и под 45° к направлению, вдоль которого вы смотрите. ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ВЕТЕР, ТЕМ БОЛЕЕ ВАЖНО, КАК СОВЕРШАТЬ ПОСАДКУ.

СОВЕРШАЯ ПОЛЕТ ПРОТИВ ВЕТРА, вы имеете очень низкую скорость относительно земли. Если лобовой ветер имеет скорость 25 км/ч, а вы летите с максимальной скоростью 35 км/ч, то относительно земли будет всего 10 км/ч. Приведите руки чуть ниже и вы уменьшите скорость до скорости пешеходного шага. Еще немного, и вы зависнете над одной точкой, как геликоптер или пустельга, хотя ваша воздушная скорость достаточно безопасна и хороша — 25 км/ч, она просто сравнялась со скоростью встречного ветра.

ПОЛЕТ ВМЕСТЕ С ВЕТРОМ быстр и весел:

35+25=60 км/ч! Вы можете покрыть большие расстояния за короткое время с малой потерей высоты, но не делайте этого вблизи земли,

Сильный ветер (25-35 км/ч)

На своем верхнем пределе этот ветер приближается к нашей максимальной скорости полета. Еще чуть-чуть, и мы не сможем продвигаться против него. Еще немного к этому, и он начнет сдувать нас назад — критическая ситуация, которой нужно избегать любой ценой. КОГДА ВЕТЕР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К МАКСИМАЛЬНОЙ ПОЛЕТНОЙ СКОРОСТИ, НЕ ЛЕТАЙТЕ.

Когда он силен, но не крайне, ВЗЛЕТЫ И ПОСАДКИ становятся даже легче, чем в средние ветра; вы взлетаете и садитесь практически в одной точке; но старайтесь найти ДВУХ ПОМОЩНИКОВ вместо одного для взлета; ваш параплан может выкидывать дикие вещи, когда вы наполнили его воздухом, такие как протащить вас и одного помощника на некоторое расстояние назад, как бы вы ни зарывались каблуками в землю. Возможна следующая ситуация: вы поднимаетесь вверх, в момент, когда стоите спиной к ветру и еще не успели развернуть лямки в нормальной положение (т.е. они перекрещены) и взяться за ручки управления. параплан не поднимет трех человек в воздух (только если они очень легкие), и один из помощников обычно справляется, но лучше, когда их двое.

Ваш УГОЛ ГЛАЙДИРОВАНИЯ против ветра теперь очень крут, почти вертикален, и таким же должен быть НАКЛОН ХОЛМА, иначе вы не сможете не задеть его и будете отброшены на него ветром.

Во время захода на посадку — при полной полетной скорости, как обычно, — вы будете снижаться почти вертикально. Даже меньшего вытягивания управляющих ручек теперь будет достаточно для выравнивания на том уровне, когда ноги почти касаются земли. В момент касания параплан останется над головой; чтобы схлопнуть его, еще раз приведите руки полностью вниз (или потяните передние лямки, можно одну из них), но одновременно развернитесь и бегите по направлению к параплану, чтобы ослабить стропы. Если этого не сделать, он выкинет старый трюк: превратится в мощный парус и потащит вас по земле.

ПОЛЕТ С ВЕТРОМ теперь будет даже быстрее по отношению к земле, чем раньше. Ваша максимальная скорость 35 км/ч плюс подобный же ветер дадут скорость относительно земли близкую к 70 км/ч! Ни в коем случае, повторяем, ни в коем случае не входите в контакт с землей, склоном, деревом или еще чем-либо на этой скорости. Вы можете растянуть связки или сломать что-нибудь, а может даже погибнуть. Всегда поворачивайте назад навстречу ветру на безопасной высоте.

Боковой дрейф при полете поперек ветра будет теперь очень велик и угол полета окажется порядка 45°. Если вам хочется двигаться перпендикулярно ветру, вы должны ориентировать ваш параплан примерно под 45° на ветер, двигаясь по выбранному пути за счет. сноса ветром.

Помня, что ваше продвижение против ветра совсем мало, если не равно нулю, не снижайтесь за выбранной точкой приземления, т. к. вам не удастся вернуться к ней. Вместо этого встречайте ветер прямо над точкой приземлении. Если вы чувствуете, что получается перелет места посадки, опустите руки немного, и возросшее сопротивление снесет вас назад за счет уменьшения скорости, пока вы не скорректируете точно конечный пункт приземления или пока не настанет момент вертикального снижения, либо снижения с небольшой скоростью, направленной вперед, для мягкой посадки.


Далее