[К оглавлению]

Оглавление раздела:

Полеты выше и дальше: парение над грядой

Во время глайдирования в спокойном воздухе ваш учебный параплан теряет около двух метров высоты в секунду. Но если вся масса воздуха, в котором вы снижае­тесь со скоростью 2 м/сек по отношению к воздуху же, могла бы подниматься вверх со скоростью 3 м/сек, вы могли бы набирать один метр высоты за секунду по отношению к земле. Это шестьдесят метров в минуту, как в лифте, идущем наверх, только под парапланом вы удобно сидите и наслаждаетесь открывающимся видом!

Вполне возможно, что вы уже испытывали подобное в короткий промежуток времени сразу после взлета с холма, когда ветер дул вверх по склону, и, может быть, вам даже удавалось подняться выше точки взлета. Потом "подъем" прекращался и вы продолжали нормальное глайдирование со снижением и приземлением у подножия холма. Этот восходящий поток около вершины гребня, когда ветер дует вверх вдоль склона, можно использовать для того, чтобы оставаться в воздухе длительное время. Это довольно просто, и, как только вы этому научились, любой риск даже в полете вдоль высокого крутого обрыва становится легко понятен и избегаем.

В данном случае происходит следующее. Когда ветер, весело дующий вдоль плоскости, сталкивается с гребнем, он должен подняться вверх вдоль склона, прежде чем сможет опять дуть горизонтально. Поэтому перед самым гребнем он дует не только вперед, но также и вверх. Используя сухой технический язык и рисунки, на которых мы раскладывали скорости на составляющие, можно сказать, что скорость ветра перед гребнем раскладывается на горизонтальную и вертикальную компоненты. Нас интересует вертикальная компонента. Если она больше скорости снижения нашего параплана, тогда вместо снижения по отношению к земле мы будем подниматься:

Радость неописуемая! Слава! Аллилуя!

Увы! Как и радость любви в одной старинной французской песенке, она длится всего лишь миг. Полоска поднимающегося воздуха перед гребнем довольно узка, и, летя прямо, мы скоро выходим из нее.

Фокус в том, чтобы остаться в восходящем потоке за счет поворотов в сторону и парения вдоль гребня.Вам даже не надо делать полный поворот на 90 градусов, потому что тогда ветер заставит вас дрейфовать через гребень. Вы поворачиваете только до тех пор, пока вас не сносит вет­ром перед гребнем и параллельно ему, и смотрите вперед, немного в сторону от гребня:

По отношению к воздуху ваше движение направлено несколько от гребня. Его можно разделить на две состав­ляющих: движение вдоль гребня и дрейф от него. Но, если горизонтальная компонента ветра к гребню уничтожает ваш дрейф, вы будете лететь вдоль гребня, не удаляясь и не приближаясь к нему:

Это потрясающее чувство, сначала даже немного жуткое: невидимая и мощная сила природы устремляет вас вверх высоко над землей, часто на ту же высоту, что и высота гребня. После этого ветер "выпрямляется" и подъем постепенно прекращается, определяя тем самым предел набора высоты при парении над гребнем.

Выдерживать правильное направление легко. Просто, сразу после взлета, летите прямо вперед; как только почувствуете подъем, поверните в сторону немного меньше, чем на 90 градусов. Теперь ждите и наблюдайте за гребнем. Если вы дрейфуете от него, поверните немного к нему. Если, наоборот, вы дрейфуете в сторону гребня, поверните немного от него. Повторите это, если необхо­димо, пока вы не будете лететь параллельно гребню, не подтягиваясь к нему и не дрейфуя прочь от него.

Через некоторое время гребень кончится, или сменит форму, или ориентацию и подъем уменьшится, либо исчезнет. Время поворачивать назад и лететь тем же путем, который был пройден, может быть, продолжая полет и за точку взлета, если гребень имеет протяженность в ту сторону.

Во время парения над гребнем всегда выполняйте раз­вороты от гребня в сторону ветра и в сторону более низкого участка земли.

НИКОГДА, НИКОГДА,. НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА ("Король Лир", акт V, сцена III) НЕ ПОВОРАЧИВАЙТЕСЬ СПИНОЙ К ВЕТРУ ОКОЛО ГРЕБНЯ!!!

Легко понять, почему. Если вы сделаете это, вы будете двигаться к гребню с вашей полетной скоростью около 25 км/ч плюс скорость ветра, возможно, такая же. Это скорость относительно земли в 50 км/ч. Если вы переоценили свою высоту, или потеряли часть высоты, или влетели в турбулентность, о которой чуть позже, — и помните, что вы теряете больше высоты на поворотах, — вы врежетесь в гребень на этой скорости, и у вас будет мало шансов остаться неповрежденным. Если склон мягкий и травянистый, это все равно может быть серьезной катастрофой. А если это крутой скалистый обрыв, вы можете погибнуть мгновенно или тяжело раненный, останетесь подвешенным в середине на обрыве, пока вам смогут организовать спасение по высшему горному стандарту, возможно, включая вертолет.

Парение над грядой поэтому состоит из ряда небольших фигур, типа восьмерок в зоне подъема воздуха. В конце вы можете легко приземлиться наверху, если у вас достаточно высоты над гребнем. Чтобы сделать это, вы совершаете нормальный разворот на некотором удалении от выбранной точки посадки. На этот раз, однако, вы поворачиваете немного больше, так что вместо полета перед гребнем вы начинаете дрейфовать поперек него и вершины холма, целясь в точку за местом посадки.

Пока вы еще достаточно высоко, поворачивайте в сторону ветра, к обрыву. Теперь вы заходите на посадку, метя в то место, где взлетали, и садитесь.

Если вы оказались слишком высоко ("перелет"), не делайте ничего решительного, чтобы сбавить высоту. Просто продолжайте полет, пройдите над гребнем, как будто вы только взлетели, попадите опять в восходящий поток, сделайте еще виток-другой, набирая побольше высоты, и попытайтесь снова.

Если, наоборот, вы подозреваете, что начали пересе­кать гребень слишком низко, сразу же отворачивайте назад, наберите еще высоты и делайте следующую попытку. Иначе вы можете коснуться земли при боковом ветре или на развороте, или у вас не будет времени на последнюю стадию посадки.

И еще одно последнее замечание о посадке наверху:

если это кажется хоть чуть-чуть рискованным по любой причине, не настаивайте. Отверните от гребня, глайдируйте вниз и приземляйтесь внизу, как во время учебных тре­нировок. Причин может быть несколько:

ветер иссякает, а с ним и подъемная сила, и вы не можете набрать достаточную высоту над гребнем для безопасной посадки наверху;

ветер неровен и дует порывами, это не очень волнова­ло вас во время парения, но может сделать посадку сложной;

вы подозреваете, что за вашим местом посадки есть турбулентные потоки (о них будет далее специальный раз­дел в этой книге);

в воздухе перед гребнем полно парапланов, некоторые вытворяют глупые веши (см. главу о правилах движения);

вы можете оказаться усталым, замерзшим или у вас нет опыта или ваше сиденье ограничило циркуляцию крови в ногах. (Кстати, не оставляйте это последнее без серьезного внимания, потому что вам нужны подготовленные, хорошо функционирующие ноги при посадке; обязательно снижайтесь, садитесь, отдохните и перестегните ваши ножные ремни или летите с поддержкой для ног, или достаньте себе другое сиденье. Еще об этом мы скажем в главе об оборудовании).


Далее