назад
Обсудить

Узун-Сырт, г.Клементьева, Планерское


Прислал Александр Мартынов (mart@dio.ru)
 

Гора Клементьева, «Клемуха», Узун-Сырт – это место, которое планеристы начали «разрабатывать» еще в 20-е годы ХХ века. Узун-Сырт – местное название. Гора Клементьева – в память о планеристе Клементьеве, погибшем на ней из-за разрушения аппарата в воздухе. Это было еще до войны


Узун-Сырт представляет собой довольно широкое (300-600 м) плато-гряду ограничивающее с севера круглую долину диаметром километра 3. На западе и юго-западе она окаймляется Карадагом (разрушенные скалы, пещеры, М.Волошин – таковы ассоциации). Кстати, долина сия не что иное, как кратер вулкана в прошлом. Теперь она ровная и засаженная виноградниками. Прежде чем туда приземляться, желательно выяснить, в каком направлении протянута проволока, на которой виноград растянут. (Специалисты рекомендуют приземляться вдоль проволоки, а не поперек…). А также не попасть в болото посередине. Но на самом деле места там полно.
Длина Узун-Сырта около 7 км. Превышение над долиной с юга – 130 м. С севера – 80 м.

Место жительства:

Прямо посередине плато неплохая база: несколько металлических домиков, сан-блок (WC!+душ), кафе с верандой, места для палаток, к которым выведены стойки с электророзетками (кипятильник, бритва, лампочка, ноутбук – без проблем). Но насчет деревьев – ни-ни. Стоимость: за каждого чел в палатке – 2 гривны в сутки (май 1999, 1 грн= 6 руб). Это за свет, воду, чистоту и порядок. С каждого летающего берут за весь год 3 гривны. Это типа страхового фонда (дай Бог, чтоб ни вам, ни кому еще не пригодились эти деньги), на случай отвезти в больницу, сделать снимки и т.п. А также и за консультацию знающего местные условия инструктора. Кстати, и прокат, и нормальные инструктора там есть. И на мотодельте покатают за деньги.
А на западной оконечности Узун-Сырта, которую венчает вершинка Коклюк (345 м над ур. моря), не доезжая 1 км до высшей точки, находится база ЦАГИ. Тут самолеты-вертолеты-планера. Ну, и остановиться, вероятно, можно.

Полеты:
На юг – от кафе метров 80. На север – нужно пройти километра полтора в сторону ЦАГИ. Летать можно и в динамике (народ набирает метров по 300 и более), и в термиках (и улеты вверх на 1600, и к Кара-Дагу, и к Феодосии).
Если сесть на авто и уехать к морю, можно летать в бризе (гора Волошина, радом с погранзаставой). Кстати, от базы до моря ок.7 км. Фото такого прилагается.
Раньше тут проводили соревнования, теперь считается, что это место только для хобби-пилотов.
Добираться:
До Феодосии, затем по дороге в сторону Коктебеля через Насыпное и до Подгорного (ок. 10 км). Подгорное находится у сев-вост. подножия Узун-Сырта. Отсюда наверх асфальтовая дорога (ок. 2 км).
Если ехать на авто, то это 750 км до Харькова + 800 км до места. Въезд на Украину стоит 80-90 грн (дорожные сборы и прочая ерунда). Бензин раза в 2 дороже. Въезд дают на 10 дней, потом надо что-то предпринимать, т.е. убывать домой. Мы считали, что более 2-х чел – выгодней все же на авто.
Проблемы
чужой украинской страны – в основном только на границе. Все прочее, как и везде в СССР. И ГИБДД (ДАI на  украинском).
Кстати, у них и адрес есть: para@kafa.crimea.ua  а также и сайт http://tower.kafa.crimea.ua/sports/para/